Стадии алкоголизма и их отличия

У алкоголизма три стадии, от начальной I, которая находится на «стыке» между отсутствием заболевания и первой манифестацией, до финальной III, для которой характерно почти полное изменение личности человека, его деградация и морально-нравственное падение.

Остановимся на каждой из них подробнее.

• I стадия представляет сложность для диагностики и лечения алкоголизма, потому что на ней не выражена главная особенность зависимости: наличие абстинентного синдрома. Пациент начинает демонстрировать признаки патологической тяги к алкогольным напиткам, причём спиртное перестаёт приносить желанную эйфорию, из-за чего он становится раздражительным и угрюмым, может замыкаться в себе. Постепенно и незаметно меняется личность: выпив, зависимый начинает бахвалиться, становится эгоцентричным, ригидным и обидчивым. Замедляется скорость проведения нервного импульса в периферических нервах, что сказывается на когнитивных функциях.
  • II стадия характеризуется приобретением абстинентного синдрома. При резком отказе от спиртного человеку становится плохо, он подавлен, испытывает тревогу, его тошнит, болят живот и голова, пробивает дрожью. Симптомы проходят, если выпить, так что зависимый начинает «похмеляться». Со временем «опохмел» перерастает в полноценное выпивание, и алкоголизм может приобрести запойный или постоянный характер. Чтобы прийти к желаемому результату, теперь алкоголику требуется доза в 5–6 раз большего объёма по сравнению с той, которую он употреблял в самом начале. Эйфории выпивка не приносит. Становятся заметны признаки морально-этического падения, общее огрубение. Во время опьянения человек может быть агрессивным или брутальным, непривычно злобным, а потом эпизодически «терять» память. Алкогольная амнезия часто встречается на II стадии.
  • III стадия напоминает психотическое расстройство: пьяный человек постоянно что-то бормочет, общается с кем-то, угрожает. Толерантность снижается по сравнению с первыми двумя стадиями, и можно сказать, что алкоголик пьян постоянно. Деградация личности достигает такой степени, что человек утрачивает способность испытывать тонкие эмоции, все его чувства и реакции нивелируются до примитивных потребностей. Ему не хочется ничего делать, не хочется думать, когнитивные функции максимально угнетены. Параллельно алкозависимый страдает от целого букета психических, неврологических, физиологических патологий — нейропатии, болезней печени, мозжечковых расстройств, что создаёт ощущение запущенности, даже дряхлости, причём вне зависимости от возраста. При полном отказе от спиртного абстиненция проходит очень тяжко, вызывает дезориентацию, эпилептические припадки и потерю памяти. Больные на третьей стадии пьют уже не для того, чтобы получить эйфорию, а для того, чтобы смазать тяжкую абстиненцию. При этом, поскольку эйфорической тяги к этанолу больше нет, если помочь больному преодолеть абстинентный синдром, он может уйти в устойчивую ремиссию с полным переосмыслением жизни.

Начальные стадии опасны тем, что создают обманчивое ощущение безвредности, поэтому зависимые не спешат обращаться к наркологу. Поздняя стадия — тем, что вокруг такого алкоголика нередко не остаётся больше никого из близких, только собутыльники, не горящие желанием помочь. При этом важно понимать: лечение от алкоголизма работает на любой из стадий, просто требует другого подхода.

Запишитесь на консультацию специалиста сегодня.