Пивной алкоголизм. Причины, симптомы, лечение

Пивной алкоголизм — патологическое пристрастие к пиву. Его ещё называют гамбринизмом, в честь фламандского короля Гамбринуса, легендарного покровителя пивоварения. Несмотря на то, что термин «пивной алкоголизм» в быту и СМИ встречается часто, это не официальный диагноз, и врачи – психиатры-наркологи предпочитают его не использовать. Как и в ситуации с пристрастием к крепким напиткам, при патологической тяге к пиву используется медицинский термин «синдром зависимости от алкоголя».

Наркологи не видят разницы между пивной, ликёрной, водочной и другими видами алкогольной зависимости, потому что зависимость остаётся зависимостью в любом случае. Но в случае с пивом существуют нюансы, связанные, по большей части, с мнимой «несерьёзностью» самого напитка.

Пиво многими не воспринимается как «серьёзный» алкогольный напиток, скорее как способ расслабиться после рабочего дня, угощение под сериал или футбольный матч. Из-за этого заблуждения выработать зависимость к «пенному» проще, чем к более крепкому алкоголю. Одна бутылка со временем превращается в две, потом в ход идут пинты разливного, и через некоторое время человек может употреблять не просто 1–2 бутылки в неделю, а по паре литров каждый день.

При этом статистически зависимые от алкоголя редко употребляют исключительно пиво. Но это не значит, что, начав пить пиво, зависимый будет пить только его. Это значит, что со временем он просто перейдёт на что-нибудь покрепче.

Выводить из запоя пивного зависимого тяжелее, чем тех, кто пьёт крепкие алкогольные напитки. Чем «чище» алкоголь, тем проще проходит процедура детоксикации: как ни парадоксально, тем, кто пьёт спирт, самогон и водку, начальный этап лечения от алкоголизма даётся легче.

Эти два пункта — мнимая безвредность и сложность детоксикации — являются основными сложностями при лечении пивного алкоголизма.

Важно понимать, что систематическое употребление пива приводит к последствиям не менее страшным, чем распитие крепкого алкоголя. У пивных зависимых страдают печень, сердечно-сосудистая система, появляется лишний вес. У мужчин могут наблюдаться проблемы по мужской части. Образуется характерный «пивной живот», связанный с высокой калорийностью напитка. Разрушаются клетки головного мозга, что приводит к снижению когнитивных функций, ухудшению памяти. И что самое страшное: алкозависимый может вовсе не осознавать себя как алкозависимого по той простой причине, что пиво с точки зрения общества не считается каким-то страшным или опасным веществом.

Человек, который выпил пива и на следующий день продолжил жить как ни в чём не бывало, даже не задумываясь о том, чтобы выпить ещё, не может считаться зависимым. Патологическую тягу характеризует именно её патологический момент: алкоголик не может прекратить употреблять, отказ от спиртного вызывает у него страдания, негодование и злость, агрессию и апатию. Это не вредная привычка, а полноценная болезнь, болезненная психологическая и физиологическая тяга.

Она может начаться с выпивания по бутылочке пару раз в неделю. Потом человек начинает беспокоиться, если у него в холодильнике не хранится запас спиртного хотя бы в несколько банок. Следом появляется похмелье, которое алкоголик начинает «лечить» новой дозой. Увеличивается толерантность — теперь для того, чтобы почувствовать себя «хорошо», зависимому требуется больше. С повышением толерантности растёт количество выпитого, что приводит к усугублению симптомов.

Для пивного алкоголизма характерны:

• появление похмелья после вечера распития;
  • увеличение массы тела, причём у мужчин жир распределяется по женскому типу;
  • гормональные проблемы, появление заболеваний эндокринной системы;
  • резкие перепады настроения, напрямую связанные с невозможностью выпить;
  • потеря интереса к занятиям, которые раньше доставляли удовольствие;
  • ухудшение успеваемости на учёбе, появление проблем на работе;
  • смена приоритетов — пиво занимает в жизни алкоголика главенствующую позицию;
  • возникновение неврозов, головной боли, тошноты;
  • подавленное состояние.

Со временем появляются проблемы с печенью, возникает одутловатость, характерная желтушность кожных покровов.

Почему человек в принципе становится алкоголиком? У каждого на это свои причины, найти и проработать которые — задача психологов. Чаще всего на путь зависимости людей толкают следующие причины:

• постоянный стресс и эмоциональное напряжение, которые зависимый пытается снять при помощи алкоголя;
  • ролевые модели из детства — пьющие или употребляющие родители, нездоровые отношения в семье, другие типы зависимостей, в том числе психологических;
  • соответствующая компания, в которой принято выпивать всякий раз, когда приятели собираются вместе;
  • ощущение мнимой безвредности пива — алкоголик употребляет пенное примерно так же, как другие пьют чай или лимонад.

«Все пьют, не буду отбиваться от коллектива», «От одной бутылки ничего не будет», «Я в любой момент могу остановиться». Безвредная на первый взгляд привычка постепенно перетекает в полноценную болезнь. Если на каком-то этапе у вас появилась мысль, что это выглядит нездорово, то скорее всего так оно и есть. И чем раньше начать лечение от алкоголизма, тем выше шанс полностью избавиться от него и встать на путь чистой жизни.

Лечение зависимостей — очень индивидуальный процесс. Курс подбирается после общения с пациентом и его близкими, после психодиагностики, определения стадии и степени патологической тяги. Обычно процесс включает в себя:

• дектоксикацию после запоя — выведение продуктов распада этанола из организма, общее очищение и укрепление, капельная терапия с использованием витаминов, гепатопротекторов и других веществ;
  • кодирование, методика которого подбирается по результатом консультации с врачом – психиатром-наркологом;
  • психологическая помощь, причём не только пациенту в рамках поиска и проработки причины зависимости, но и его родственникам и близким, нередко страдающим от серьёзной степени созависимости.

Истинное восстановление возможно только в подходящей среде, с сильной мотивацией и правильным настроем. На помощь приходят реабилитационные группы и программы, взаимодействие с бывшими алкозависимыми, поддержка близких людей и профессионалов: наркологов, психологов, реабилитологов.

И главное во всём этом — формирование принципиально нового взгляда на жизнь, самого себя и свою зависимость. Это долгий, непростой, но необходимый путь, который открыт каждому.