Что входит в аппаратное лечение алкоголизма и почему это приносит пользу

Кодирование от алкоголизма проходит по-разному и подбирается врачом-наркологом исходя из анамнеза. Кому-то обязательно нужно пройти через медикаментозное лечение, кому-то — большинству — потребуется психотерапия. Помимо этих двух методик, существует еще и аппаратное лечение алкоголизма, которое показано зависимым от спиртного людям в ряде случаев.

Аппаратные методы подразумевают использование аппаратов, помогающих улучшить пластические процессы в мозге — восстановить структуру, химический профиль и функционал. Нужно это по одной причине: от систематического употребления спиртного сильно страдает головной мозг. Это влечет за собой не только потерю когнитивных функций, но и развитие тревожных и депрессивных состояний. Человек в тревоге или депрессии будет пытаться снять симптомы при помощи алкоголя, что приведет к усугублению ситуации.

Когнитивные функции тоже будут страдать, просто это произойдет позже. Алкоголь наносит колоссальный вред всему организму человека, и ни один орган не выходит из этой «схватки» победителем.

Однако мозг пластичен — он способен восстанавливаться под воздействием разного рода афферентных импульсов, которые и производят аппараты для нейростимуляции мозга. Подобное «кодирование» не подразумевает использования лекарственных препаратов, только безопасное воздействие на мозг с целью улучшить его функционал, убрать симптомы тревоги и депрессии, а также мягко блокировать пристрастие к алкоголю на рецепторном, синаптическом и биохимическом уровнях. Очень часто аппаратное лечение используется вместе с другими методами, такими как медикаментозное кодирование и психотерапия.

В список аппаратных методик лечения алкоголизма входят, например, майнд-машина, ксенонотерапия, ТЭС-терапия (транскраниальная электростимуляция), мезодиэнцефальная модуляция, БОС-терапия (биологическая обратная связь).

Теперь коротко поговорим о каждой из методик.

• Майнд-машина — аппарат для световой и звуковой стимуляции головного мозга, буквально переводится как «мозговая машина». Основное использование — снятие тревоги, в том числе среди участников боевых действий: именно поэтому майнд-машины закупает Министерство обороны РФ. Работа основана на принципе электроэнцефалографии с синхронизацией светозвуковых сигналов с электрическими потенциалами головного мозга пациента. Майнд-машина убирает тревожность, уменьшает симптоматику депрессивного состояния, позволяет расслабиться после серьезного стресса, нормализовать сон. В рамках лечения алкоголизма она используется для нормализации состояния пациента, вынужденного проходить через тяжелые симптомы синдрома отмены.
  • Ксенонотерапия — использование инертного газа ксенона в виде ингаляций для того, чтобы облегчить течение абстинентного синдрома у пациента. Он убирает нарушения дофаминового, серотонинового, норадреналинового и ацетилхолинового обмена, устраняет излишнюю тревожность, снимает панику, перевозбуждение путем понижения уровней стрессовых гормонов, также помогает в восстановлении психовегетативных функций. Поскольку существенная проблема при лечении алкоголизма — это помочь пациенту выработать мотивацию не сорваться, ксенонотерапия дает врачам-психотерапевтам необходимое время для работы с зависимым. Кроме того, пациентам от ингаляций просто становится легче — и зачастую уже после первой сессии.
  • ТЭС-терапия — или транскраниальная электростимуляция — еще один аппаратный метод лечения алкоголизма, один из самых распространенных. В процессе терапии на мозг воздействуют слабые электрические импульсы, помогающие в выработке серотонина и эндорфинов, а значит способствующие снятию симптомов депрессии. Именно депрессия нередко становится тем, что мешает человеку навсегда завязать с зависимостью и найти в себе силы жить дальше, поэтому врачи-наркологи нередко фокусируются именно на ней. Как и другие аппаратные методы кодирования, ТЭС-терапия безболезненна и практически не доставляет дискомфорта.
  • Мезодиэнцефальная модуляция — еще один аппаратный метод, включающий в себя воздействие на головной мозг пациента слабым электрическим сигналом. Относится к коррекции адаптационной системы человека, ее нормализации и постепенной перестройки всего организма с улучшением физического состояния. Мезодиэнцефальная модуляция помогает улучшить состояние органов, пораженных последствиями длительной алкогольной зависимости.
  • БОС-терапия, от «биологическая обратная связь», использует датчики для снятия уровня гальванической реакции кожного покрова. Во время БОС-сессии пациент получает компьютерную визуальную стимуляцию. Задача БОС-терапии — научить пациента по команде расслаблять и напрягать мышцы, чтобы управлять мелькающими на экране визуальными образами. Таким образом улучшается контроль как над телом, так и над эмоциями, появляется ощущение удовлетворения от выполненной работы, чувство релакса и расслабления. Как считается среди психиатров-наркологов, это все понижает риски рецидива среди зависимых.

Это только пять примеров аппаратного лечения алкогольной зависимости. На самом деле их больше, и каждый имеет определенный эффект. Назначить аппаратную терапию может только врач-нарколог по результатам приема, обследования, изучения анамнеза. Возможно, в некоторых ситуациях лучшим решением будет медикаментозная кодировка, и практически всегда пациент нуждается в помощи психотерапевта.

Приглашаем на первую консультацию. Выход есть всегда, в любом возрасте и при любом стаже алкоголизма, и мы знаем, как его найти.