Почему возникает лекарственная зависимость и как с ней справиться

Материал относится к услуге: Реабилитация для зависимых

Зависимость возникает не только от наркотиков и алкоголя, но и от некоторых лекарственных препаратов — в частности, от тех, которые влияют на обменные процессы и центральную нервную систему. Стать жертвой подобной ситуации могут даже не склонные к аддикции люди, которые были недостаточно осведомлены о свойствах препарата или принимали его без назначения врача. В любом случае, надежда избавиться от зависимости есть.

Химическая зависимость — это состояние, при котором организм привыкает получать некое важное для жизнедеятельности вещество извне и прекращает вырабатывать его самостоятельно. Так случается с опиатами, то же самое происходит с некоторыми лекарствами, даже очень безобидными на вид. Отоларингологи нередко упоминают «нос-наркоман», зависимость от сосудосуживающих капель для носа, которые использует подавляющее большинство населения при насморке.

Если использовать капли слишком долго, организм привыкает к тому, что сосуды будут сужаться под воздействием препарата со стороны, и прекратит выработку нужных для этого веществ. В итоге при попытке «слезть» с капель возникает аналог абстинентного синдрома — сильная отёчность носа, невозможность свободно дышать и спать по ночам. Это может длиться несколько дней, пока тело наконец не начнёт производить нужные вещества.

Часто зависимость от лекарственных препаратов возникает из-за обезболивающих средств, в частности наркотических, назначаемых при серьёзных травмах, переломах и болезненных состояниях, справиться с которыми при помощи ибупрофена нельзя. Пациенты продолжают принимать их после того, как в них отпадает необходимость. Появляется аддикция, сопровождаемая абстинентным синдромом.

Это одна из причин, по которым следует выполнять назначения врачей, причём в отношении даже самых невинных лекарственных средств. Вроде капель в нос.

Зависимость от лекарств можно условно разделить на три стадии. Психологическая и химическая в данном случае последовательны.

• I стадия — психологическая зависимость. Возникает из-за страха, что негативные симптомы, от которых избавлял препарат, вернутся. То есть, химической тяги пока нет, но есть опаска, страх снова почувствовать боль. Обычно возникает в ситуации, когда искомое лекарство действует симптоматически, убирая неприятные ощущения, но не воздействуя на причину болезни.
  • II стадия — физическая зависимость. Со временем у пациента развивается привыкание к препарату. На этой стадии человек обычно начинает повышать дозировку, потому что назначенная врачом доза не приносит нужного эффекта. Многие пациенты продолжают приём лекарства даже после того, как неприятные симптомы ушли.
  • III стадия — синдром отмены. Лекарство накапливается в организме, действующее вещество заменяет естественные функции организма. Резкая отмена препарата приводит не только к психологическому дискомфорту, но и к физическим страданиям: организм «выходит из строя», перестаёт работать так, как должен.

Важно понимать: на какой бы стадии не находился зависимый, ему можно помочь, он может уйти в ремиссию, нужно только проконсультироваться с врачом психиатром — наркологом.

Зависимость вызывают не все фармацевтические средства. Сложно «подсесть» на препараты, которые не оказывают видимого эффекта и не облегчают состояние ощутимо, как это делают анальгетики, седативные антигистаминные препараты, снотворные средства или сосудосуживающие капли в нос.

Самым интенсивным эффектом в этом плане обладают:

• снотворные средства;
  • успокоительные вроде корвалола;
  • бензодиазепины, как феназепам;
  • антидепрессанты, как амитриптилин;
  • нейролептики;
  • обезболивающие препараты;
  • барбитураты.

Эти средства объединяет их влияние на центральную нервную систему и участие в метаболизме. Некоторые обладают накопительным эффектом.

В меньшей степени зависимость вызывают кортикостероиды, сосудосуживающие средства, некоторые нестероидные противовоспалительные лекарства. Форма приёма при этом неважна, любые лекарства, от суспензий до ректальных свеч, могут вызвать зависимость, если в их составе есть определённые действующие вещества.

Это ни в коем случае не означает, что принимать лекарства не нужно. Они облегчают боль, упрощают жизнь аллергикам, помогают дышать полной грудью. Они нужны для того, чтобы выздороветь. Но, как говорил Парацельс: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Важно соблюдать рекомендации врача и не принимать лекарство дольше, чем того требует курс.

Как понять, что приём лекарственных препаратов стал потенциально опасен? Симптомы зависимости напрямую связаны с тем, какое в препарате основное действующее вещество. Чаще всего, об аддикции говорят такие признаки как:

• ослабление реакции, приводящее к необходимости повышать дозу;
  • перепады настроения, повышенная возбудимость;
  • головная боль;
  • мышечная и суставная боль;
  • перепады давления и вегетососудистые кризы.

Симптомы недомогания со временем могут усилиться. При отмене наступает реакция — например, острые перепады настроения при отмене антидепрессантов, отёчность при отмене сосудосуживающих средств и т. д.

По понятным причинам лечение лекарственной зависимости будет тем эффективнее, чем раньше начнётся. Но не всегда и не у всех есть возможность ухватить проблему в начале. Это не значит, что обращаться к наркологу не нужно: ремиссия возможна на любой стадии, безнадёжных случаев нет.

Как и в случае с другими зависимостями, лечение требует комплексного подхода, и главное тут — избавиться от причины, по которой человек принимал лекарства. В большинстве случаев основной недуг уже проходит: например, после операции пациенту нет нужды долго принимать наркотические обезболивающие средства, они нужны только в период острой боли. Седативные антигистаминные можно заменить неседативными. В случае с хроническими депрессиями, возможно, имеет смысл пересмотреть назначения после консультации с психотерапевтом и психиатром.

Лечение от лекарственной зависимости включает в себя:

• детоксикацию;
  • медикаментозное лечение, призванное облегчить острое состояние;
  • проработку психологического аспекта зависимости с психологами и группами;
  • физиотерапию, которая помогает организму справиться с абстиненцией и заработать нормально.

Важно подходить к вопросу комплексно. Не менее важно поспособствовать выработке мотивации — пациент должен сам захотеть уйти в ремиссию, избавиться от проблемы, начать чистую жизнь. В этом смысле лечение лекарственной зависимости практически не отличается от лечения любой другой.