Почему так важна реабилитация зависимых?

Материал относится к услуге: Реабилитация для зависимых

Важной частью лечения от зависимостей, будь то химические или нехимические, является реабилитация: медицинская, социальная, нравственно-духовная. Аддикция искажает картину мира пациента. Задача психиатров-наркологов, психологов и психотерапевтов — трансформировать личность человека и буквально научить его жить в социуме с нуля.

Реабилитационные центры — это учреждения, где специалисты занимаются физической, психологической, медико-социальной, нравственной и духовной реабилитацией людей, страдающих от химической или нехимической зависимости. Сюда относятся алкоголики, наркоманы, игроманы.

Обычно это небольшие центры, где одновременно находятся несколько пациентов, а также медицинский и вспомогательный персонал: психиатры, наркологи, психологи-реабилитологи, психотерапевты. Помимо медицинских специалистов, организуются встречи с выздоравливающими, пациентами с длительным стажем «‎чистой» жизни. Считается, что их пример оказывает на зависимых положительное влияние: своим опытом они демонстрируют, что исцелиться возможно, отвечают на вопросы, помогают преодолеть кризисные ситуации.

Средний срок пребывания в реабилитационном центре — до полугода. За это время пациентам прививаются правильные поведенческие модели, что снижает риск рецидива. Впоследствии поощряется посещение групп взаимопомощи, способствующих поддержанию дальнейшей трезвой жизни.

В рамках реабилитации поощряется и работа с родственниками зависимых, которые в подавляющем большинстве случаев страдают от созависимости разной степени тяжести. Без такой работы пациент центра может сорваться под давлением родственников, даже неосознанном.

Зависимый человек мыслит совсем не так, как мыслят люди, никогда не испытывавшие аддикций. Зависимость проникает в психику так же сильно, как химическое вещество — в организм, поэтому исключительно работы с физическим состоянием пациента недостаточно.

Можно провести детоксикацию, но истинное выздоровление наступит только после смены картины мира. В центрах реабилитации человеку прививают модель поведения, которая способствует поддержанию трезвой жизни.

Ни одна зависимость не возникает из ниоткуда. У неё всегда есть предпосылки:

• травмирующие ситуации в жизни;
  • семейное окружение и привычки семьи;
  • созависимые отношения с близкими.

Работа с психотерапевтом позволит дойти до причин возникновения зависимости и проработать именно их. Если сравнивать с лечением болезни, то кодирование и детоксикация — это устранение симптомов, тогда как реабилитация — это излечение самих причин появления этих симптомов.

В рамках реабилитации пациенту также возвращаются навыки взаимодействия с социумом. Он заново учится работать и коммуницировать с другими людьми, вести нормальную жизнь, интересоваться вещами за пределами предмета аддикции. Психотерапевты помогают убрать депрессию и тревожность, повысить самооценку, устранить чувство вины. Причём пациент работает со специалистами наравне, поэтому болезнь становится для него понятной: все причины и следствия, все последствия. Осознание себя как человека с аддикцией позволит ему успешно восстановиться.

Реабилитация может помочь всем вне зависимости от стажа употребления психоактивных веществ или занятия вредоносными практиками. Единственное условие: искреннее желание навсегда избавиться от патологической тяги.

Шарафиева Гульнара Минвалеевна
Клинический психолог