Основные виды алкоголизма

Хорошо описаны последствия алкоголизма, как физиологические, так и психологические, однако протекать заболевание у каждого человека может по-разному. Влияние на течение болезни оказывают различные факторы, от индивидуальных особенностей психики до социального положения, возраста и пола.

Какие бывают виды алкоголизма? Какие симптомы свойственны для той или иной грани патологии?

Запоем называется употребление алкоголя более суток, характеризующееся непреодолимой тягой и сильной интоксикацией. Тяга настолько сильна, что алкозависимый не может думать ни о чём другом, лишается способности заниматься делами или выполнять повседневные обязанности. Если непьющий человек употребляет несколько дней подряд — это ещё не запой, потому что он может прекратить в любой момент. Запойному же алкоголику нередко требуется помощь врача нарколога на дому или в стационаре.

В запойном алкоголизме различают:

• псевдозапой — употребление алкогольных напитков на протяжении срока до 7–10 дней. Прекращается выпивание обычно из-за внешних обстоятельств: например, заканчиваются новогодние праздники, и человек вынужден выйти на работу;
  • истинный запой — длительное употребление спиртного, продолжающееся от двух недель до нескольких месяцев. Алкоголик совершенно теряет человеческий облик, и отвлечь от спиртного его не могут ни внешние обстоятельства, ни физическая усталость, ни психологические утомление. Обычно пьянство прекращается после вмешательства врача нарколога, вызова скорой помощи из-за сильной интоксикации или иных обстоятельств.

Запойный алкоголизм начинается с кратковременных возлияний, длящихся 2–3 дня, к примеру, с пьянства по выходным. Обычно алкозависимый находит повод для употребления: конец рабочей недели, праздники, встреча со знакомыми, повышение. Затем алкозависимость переходит во вторую стадию, когда продолжительность запоя увеличивается до 1–3 недель, появляются симптомы физической зависимости. Организм получает существенный урон — и демонстрирует это тремором, головной болью, нарушениями работы сердечно-сосудистой системы.

Даже кратковременные запои крайне опасны — они сигнализируют о начале зависимости. Алкоголизм коварен, усугубление состояния приходит неотвратимо, сопровождаемое последствиями для организма и психики. Желание выпить после работы, ожидание выходных, чтобы «пропустить по рюмочке», поиск поводов припасть к бутылке — уже показания для обращения к врачу-наркологу для лечения от алкоголизма.

В зоне риска — мужчины средних лет. Запойных алкоголиков среди женщин сравнительно немного, что связано с меньшей устойчивостью женского организма к этанолу и большей ответственностью.

Любой алкоголизм — это хроническое заболевание. «Хроника» вложена в само определение патологии. Алкозависимый обзаводится ритуалами — например, начинает пить бутылку пива после работы каждый день, или выпивает с друзьями каждую пятницу, или не может представить ужин без пары бокалов вина. Возможно, в таком формате он живёт долгие годы, так и не превращаясь в запойного алкоголика, но со временен толерантность к спиртному растёт, и для достижения эффекта (спокойствия, расслабленности, эйфории) требуется всё большая и большая доза. В отличие от тайного алкоголизма, зависимый не скрывается и пьёт обычно в нерабочее время.

Незаметно алкоголизм усугубляется и может закончиться алкогольной болезнью печени, финальная стадия которой — неизлечимый и летальный цирроз.

Важно понимать, что алкоголизм — не болезнь исключительно маргиналов, что алкоголиком может стать любой, и никто от этого не застрахован.

Врачи наркологи этот термин не используют, но он распространен в народе. Скрытым алкоголизмом является употребление слабоалкогольных или крепких напитков по чуть-чуть в течение дня: они добавляются в чай или кофе, незаметно пьются из фляжки. На вопросы и тревогу алкоголик обычно отвечает: «Это помогает мне быть в тонусе, справляться с задачами. Иначе будет тяжело».

Тайный алкоголизм более характерен для трудоголиков и женщин. Такой зависимый редко отказывается выпить, но стремится замаскировать запах при помощи кофе, сигарет, конфет или духов. Спиртное он воспринимает не как наркотическое вещество, а скорее как допинг — что-то вроде кофеина.

Однако не стоит обманываться видимой «безвредностью» тайного алкоголизма. Небольшие дозы алкоголя ежедневно вредят здоровью, серьёзно ударяя по печени, сердечно-сосудистой системе и психологическому состоянию. Более того: небольшие дозы редко остаются небольшими. В этом заключается опасность этанола — он вызывает зависимость при систематическом употреблении. Со временем скрытое употребление может стать явным, а алкоголизм перерасти в запойный или хронический.

Как и в случае с тайным алкоголизмом, этот термин принят в народе, но наркологами не используется.

Для пивного алкоголизма характерно систематическое употребление пива, обычно вечером после работы. Другая ключевая черта — убеждённость, что употребление по бутылке ежедневно не приносит вреда, уверенность в безвредности напитка. Вместе с тем, именно эта черта является наиболее коварной составляющей пивного алкоголизма: зависимый не замечает, как количество алкоголя увеличивается, начинает употреблять не только по вечерам, но и в дневное время, пропускает момент, когда выпивание отражается на внешности и самочувствии.

И запойный, и хронический алкоголизм нередко начинается с бутылки пива, которую человек выпивает по вечерам, чтобы «расслабиться».

Если чувствуете, что не в силах отказаться от ежедневного употребления, запишитесь на консультацию специалиста — врача-нарколога.

Лечение алкоголизма помогает вне зависимости от его вида, хотя и требует корректировок, для чего пациент консультируется с врачом наркологом и психотерапевтом. Вылечиться может каждый. Главное — сделать первый шаг и прийти на приём.