Как психотерапия помогает в лечении алкоголизма

Материал относится к услуге: Психотерапия

Психотерапия помогает понять, откуда у человека появилась алкогольная зависимость, что стало её причиной. В рамках комплексного лечения от алкоголизма используются разные типы психологической помощи, а также отдельные техники, снижающие риски рецидива.

Человек начинает пить по разным причинам — это и генетика, и воспитание, и психическое здоровье, влияют пол и возраст. Некоторые пункты контролировать нельзя, например, ничего не сделаешь с генетикой или с тем, как человека воспитали, какие ролевые модели он видел в детстве. На психоэмоциональное состояние человека можно повлиять — предложить ему помощь. Повлиять можно и на его окружение, предложив помощь им.

Алкоголизм — заболевание, причём заболевание прогрессирующее. Некоторые люди более подвержены риску заболеть, чем другие. Даже обычные «пару стаканчиков» с друзьями могут перерасти в распитие алкоголя в одиночестве, в попытки спрятать бутылки дома, в растущее чувство вины перед семьёй. Со временем это приводит к возникновению полноценной зависимости от алкоголя — состоянию, которое многие алкоголики отрицают, отказываясь от профессиональной помощи.

Чувство вины, осознание своей «слабости» и «неправильности» ведёт к депрессии, периоды подавленности перемежаются вспышками вызванной спиртным агрессии. Алкоголь — разрушительное вещество, которое влияет и на физическое самочувствие, и на эмоциональное состояние человека. Начинаются запои, меняется круг интересов и общения, с родственниками завязывается состояние созависимости, вынуждающее домочадцев перестраивать жизнь под потребности и особенности больного алкоголизмом. Несчастными становятся все.

К врачам — психиатрам-наркологам человек обращается уже в тот момент, когда достигает точки невозврата: или распродаёт всё имущество, или лишается близких, или оказывается в опасной для жизни ситуации. Впрочем, обратиться за лечением алкоголизма никогда не поздно.

В первую очередь после обращения к наркологу пациент получает медикаментозную детоксикацию, которая облегчает нагрузку на организм, поддерживает органы и выводит вредные токсины. Однако выведение из запоя — это не всё. Кодирование тоже не поможет, если человек сам не хочет избавиться от зависимости, не видит проблемы и не понимает, зачем ему это нужно.

Психотерапия формирует достаточную для этого мотивацию. Она создаёт вокруг зависимого здоровую и лишённую осуждения атмосферу, которая помогает ему добраться до корня своих проблем. Этот корень проблем и есть причина, толкающая его к бутылке даже после того, как с физической тягой было покончено.

К этой причине необходимо обратиться в рамках лечения. Если не проработать травму, риск рецидива останется очень высок. Человек сам не поймёт, почему снова начал пить. Цель психотерапии в данном случае — помочь зависимому понять, как и почему он начал злоупотреблять алкоголем несмотря на то, что злоупотребление колоссально вредило его здоровью и отношениям.

При этом психотерапевт не отвечает на вопросы за своего пациента. Он их задает — таким образом, что до ответов пациент доходит сам.

У психотерапии много форм, и только психотерапевт может подобрать подходящую, индивидуально для пациента. Но в рамках лечения алкоголизма популярностью пользуются два направления:

• когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), основанная на идее, что человека можно отучить от вредных и саморазрушительных моделей поведения. Психотерапевт учит пациента иначе думать о ситуации, в которой он оказался. Таким образом человек начинает иначе реагировать на ситуацию, иначе о ней думать, испытывать другие эмоции, даже его физические реакции меняются. После определённого триггера, который в норме привёл бы к запою, алкозависимый начинает вести себя иначе — переучивается на более здоровую реакцию;
  • диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) помогает пациентам построить жизнь, которая будет стоить того, чтобы её прожить. В рамках терапии используются два инструмента — перемены и принятие. В чём-то это похоже на то, как работает программа лечения алкоголизма «12 шагов»: ДПТ ищет причину возникновения зависимости и способы повлиять на неё таким образом, чтобы снизить употребление вещества, сократить негативное влияние абстиненции, социально адаптировать человека, избавить его от саморазрушительных порывов, стимулировать появление более здоровых привычек.

Люди, страдающие от алкогольной зависимости, нередко имеют ментальные расстройства. Психотерапия, помимо прочего, помогает справиться и с ними — депрессией, тревогой, обсессиями и компульсиями.

И КПТ, и ДПТ помогают в профилактике рецидиве. Цель психотерапии в данном случае — научить человека реагировать на триггеры и провоцирующие ситуации таким образом, чтобы не допустить рецидив. То есть, выработать здоровые копинговые механизмы. Тогда как КПТ фокусируется на мыслительных образах, а ДПТ — на психосоциальной динамике, обе техники помогают пациентам подготовиться к моменту, когда им придётся бороться с тягой снова начать пить.

Оставаться трезвым очень сложно. На трезвость оказывают огромное влияние люди, которые окружают человека, его семья. Поэтому другая важная часть психотерапевтической помощи — это лечение созависимости, того самого паттерна поведения вокруг алкозависимого, который вынуждает его близких перестраивать всю их жизнь. Важна и поддержка — с этим помогает групповая терапия. Другими распространёнными и полезными техниками являются система непрерывного подкрепления, направленная на предотвращение срывов, а также мотивационное консультирование.

Отыскать подходящее направление в психотерапии поможет первичная консультация. Мы рекомендуем психологическую помощь наравне с другими типами поддержки для комплексного лечения алкоголизма, профилактики рецидивов и формирования прочной мотивации.

Шарафиева Гульнара Минвалеевна
Клинический психолог