Официальный статус зависимости от видеоигр
Американская психиатрическая ассоциация (APA) называет зависимость от игр «интернет-игровое расстройство» и по большей части подразумевает именно онлайн-игры. Данное расстройство включено в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5). Врачи психиатры-наркологи рассматривают её вкупе с интернет-зависимостью, которая может возникать и без онлайн-игр.
В DSM-5 американские эксперты приводят следующие признаки патологического увлечения видеоиграми:
- человек постоянно размышляет об игре и планирует время, когда сможет поиграть;
- при попытке сократить количество игрового времени возникают грусть, беспокойство и злоба;
- мысль о необходимости сократить игровое время возникает постоянно, но ничего сделать с этим геймер не может;
- происходит систематический отказ от реального общения, работы и других увлечений в пользу игры;
- геймеру приходится лгать о количестве проведённого в игре времени, чтобы не огорчить и не напугать близких;
- игра используется как простой способ эскапировать от тревожных событий и проблем в реальной жизни;
- геймер продолжает играть, даже если осознаёт, что количество проведённого в игре времени вредит ему: наносит ущерб отношениям, работе и учёбе, нарушает сон, приводит к появлению психологических расстройств.
С 1 января 2022 года игровое расстройство появится в Международной классификации болезней МКБ-11, и Всемирная ассоциация здравоохранения, работавшая над новым изданием классификации, подразумевает под этим как онлайн-, так и офлайн-игры. В издании ВОЗ использует следующие критерии для обозначения зависимости:
- потеря контроля над своим игровым поведением;
- отдание приоритета игре даже в ущерб другим видам деятельности;
- продолжение игры невзирая на многочисленные негативные последствия.
Эксперты, в том числе из Оксфорда, раскритиковали ВОЗ за зыбкость диагностических критериев и выразили опасение, что появление игрового расстройства в МКБ приведёт к волне ложноположительных диагнозов и стигматизации видеоигр, а также к невозможности отличить игровое расстройство от эскапизма на фоне других психических расстройств — например, депрессии. Впрочем, решение отозвать из МКБ-11 игровое расстройство ВОЗ не поддержала.
Важно понимать, что сами по себе видеоигры не плохи: это такое же хобби, как просмотр сериалов или чтение книг, а для некоторых людей, например, граждан с ограниченными возможностями, игры становятся единственным способом найти друзей по интересам. Поэтому такое значение имеет своевременное осознание зависимости — момента, когда игра начинает негативно влиять на другие сферы жизни и вытеснять из неё всё остальное.
В чём заключается опасность онлайн-игр?
Онлайн-игры — это игровые миры, к которым игроки подключаются при помощи интернета. Геймеры создают персонажа и начинают выполнять различные задания. По мере успешного выполнения заданий растёт уровень, появляются новые предметы, доспехи, оружие, инвентарь. В некоторых играх реализована возможность командной игры: одна команда сражается или соревнуется с другой.
Чем выше уровень игрока, тем сложнее становятся задачи, которые нужно выполнить, и сильнее становятся враги, которых необходимо сокрушить.
Многие онлайн-игры работают по принципу получения вознаграждения. Выполняя задания, игрок получает награду, будь то новый уникальный предмет или уровень, и количество этих наград в теории бесконечно: пройти онлайн-игру до конца невозможно. Прилив эндорфинов от полученного вознаграждения толкает его выполнять задания дальше, что в совсем тяжёлых случаях может сформировать зависимость от приобретённого «лёгким» способом удовольствия. Над созданием онлайн-видеоигр работают профессионалы, в том числе в области человеческой психологии, которые знают, как сделать геймплей (игровой процесс) максимально завлекательным для целевой аудитории.
Это — одна из сторон зависимости. Вторая опасность кроется в том простом факте, что многие онлайн-игры отнюдь не бесплатны. В теории, все нужные уровни можно заслужить, тратя большое количество времени на путешествие по игровому миру и выполнение заданий, на практике же быструю прокачку можно получить, покупая предметы, «лутбоксы» и уровни за реальные деньги. Так работают гача-игры — мобильные или компьютерные видеоигры, в которые внедрена механика японских игровых автоматов-гачапонов. Они бесплатны, но некоторые предметы и персонажей можно купить исключительно за деньги, что толкает игроков вкладываться в приобретение вещей.
Гача-игры легко затягивают, потому что игра в них схожа с гемблингом, азартными играми. При этом они крайне эффективно монетизируются и легко побуждают увлечённого геймера тратить на прокачку огромные средства.
Механика монетизации встроена не только в гача-игры, но и в другие онлайн-видеоигры. Например, некоторые костюмы, «скины» и оружие можно купить только за деньги. Игроки приобретают предметы, чтобы ощущать эксклюзивность своего персонажа и выделяться на фоне других.
В теории, онлайн-игры — невинное развлечение, особенно если они не отнимают много времени и не требуют вкладывания средств (практически во все онлайн-игры можно играть без финансовых вложений, пусть это и потребует более длительного срока на «прокачку» навыков и умений). Но как и многие другие практики, они могут излишне захватить человека с подвижной психикой, чувствительного или страдающего от одиночества, склонного к зависимостям и любящего ощущение азарта.
Если вы или ваш близкий ощущаете, что онлайн-игры начали отнимать слишком много времени и вредить другим сферам жизни, обратитесь за консультацией психотерапевта. Специалист, который занимается зависимостями, поможет отследить корень проблемы и преодолеть патологическую тягу, восстановив адекватное отношение к себе и своим увлечениям.