Чем опасно похмелье?

Материал относится к услуге: Вывод из запоя

Сухость во рту, головная боль, головокружение и тошнота, мышечные боли… речь идёт не о простуде или гриппе, а о похмельном синдроме: последствиях обильного употребления алкоголя несколькими часами ранее. Похмелье большинством воспринимается как «допустимое зло»: неприятно, но не страшно. Так ли это на самом деле? Какую опасность может представлять похмелье?

Похмелье нередко путают с абстинентным синдром (синдромом отмены), и наоборот. Это совершенно разные состояния, несмотря на их внешнюю схожесть.

Похмелье — постинтоксикационное состояние, которое наступает после злоупотребления алкогольными напитками, обычно через несколько часов. Для него характерно плохое самочувствие: головная боль, сухость во рту, тошнота и рвота, потливость. Похмелье — следствие обезвоживания (спирт — диуретик) и отравления организма высокотоксичными продуктами распада этанола. Определённый вклад вносят содержащиеся в спиртных напитках неспиртовые вещества: танин, сахар, сивушные масла, металлы, например, цинк. Некоторые из них усиливают эффект интоксикации, некоторые вредят сами по себе. Не зависимый от алкоголя человек в состоянии похмелья чувствует отвращение к алкоголю — самая идея «опохмелиться» вызывает у него негатив.

Абстинентный синдром возникает после резкого отказа от алкоголя уже после образования зависимости — это ключевое отличие от похмелья, которое случается и с теми, у кого зависимости нет. На первый взгляд абстинентный синдром (или синдром отмены) похож на похмельный: пациент подавлен, его тошнит, болит голова, он страдает от потливости и дрожи. Однако, в отличие от похмельного человека, он ощущает непреодолимую — патологическую — тягу выпить, потому что знает, что после «дозы» ему станет легче. Также алкозависимый в состоянии отмены нередко агрессивен, вспыльчив или плаксив, страдает от бессонницы. Общее состояние организма можно охарактеризовать как «тяжёлое». В некоторых случаях после резкого отказа от алкоголя наступает состояние острого психоза — так называемой «белой горячки», сопровождаемой галлюцинациями.

Абстинентный синдром очень опасен и требует помощи врачей – психиатров-наркологов. К похмелью отношение обычно проще, потому что оно возникает и у тех, кто не страдает от зависимости, просто «перебрал». Однако не всё так просто, и сравнительно «безопасное» похмелье может быть крайне опасным.

Алкоголь — это яд, на который организм реагирует соответствующим образом: мобилизует системы, ответственные за выведение яда из организма. В первую очередь при употреблении спиртного страдает печень; во вторую — почки. Удар падает и на сердечно-сосудистую систему, и на нервную, и на психическое состояние. Усугубляются хронические болезни ЖКТ, снижается иммунитет, ухудшаются когнитивные функции — мозг буквально начинает хуже работать. Сложно отыскать тот орган человеческого тела, который не страдал бы от употребления алкоголя.

И если о вреде абстинентного синдрома знают практически все, то куда меньше людей знают о том, что даже один «весёлый» вечер с последующим за ним похмельным может оказаться фатальным.

В чём опасность похмелья:

• образование тромбов в кровеносной системе, которое запускает интоксикация. Особенно опасно это для тех, кто в принципе имеет предрасположенность к тромбозу;
  • обострение хронических заболеваний, в большей степени это касается сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Токсическая нагрузка приводит к обострению МКБ, болезням поджелудочной железы, может вызвать желудочное кровотечение в результате образования некротических очагов. Вырастает риск прободения язвы. Печень, перегруженная работой с этиловым спиртом, может перестать противостоять аллергенам — и в результате пациент получит отёк Квинке.

Вероятность смерти от похмелья достаточно низкая, но она всё равно существует, особенно для людей с хроническими заболеваниями. Единственный способ обезопасить себя от лишних рисков — полностью отказаться от алкоголя. Человеку, у которого пока не образовалось зависимости, сделать это намного проще, чем человеку с проявившимися симптомами синдрома отмены.

Если вы проснулись после бурного вечера и чувствуете себе слишком плохо даже для похмелья, без промедлений обращайтесь к специалистам врачам-наркологом для проведения процедуры инфузионной детоксикации: выведения продуктов распада этанола из организма. Процедура смягчит симптомы и укрепит организм.

Лукоянов Андрей Геннадьевич
Врач психиатр-нарколог, врач выездной бригады