Алкогольная болезнь печени: симптомы, стадии, лечение

Материал относится к услуге: Очищение печени от алкоголя

Алкогольная болезнь печени — поражение органа, вызванное длительным употреблением спиртных напитков. АБП может привести к циррозу, гепатиту и жировой дистрофии. Это очень серьёзное заболевание, статистически являющееся причиной 41% летальных исходов от патологий печени. Иными словами, от АБП умирают чаще, чем от онкологических заболеваний, однако, в отличие от онкологии, АБП можно предотвратить, достаточно сократить употребление спиртных напитков, а в идеале — прекратить их употребление совсем.

Если самостоятельно избавиться от зависимости не получается, можно и нужно обратиться за помощью к врачу наркологу.

АБП опасна тем, что на начальных стадиях чаще всего никак себя не проявляет. Человек просто не ощущает, что в его организме запущен патологический процесс. Но на этом этапе его ещё можно остановить.

Жировая дистрофия, или стеатоз, обычно протекает бессимптомно. Печень не болит, она нечувствительна при пальпации, увеличена, имеет гладкую поверхность.

Алкогольный гепатит характеризуется слабостью, желтухой, болезненными ощущениями в правой части живота сверху, лихорадкой. Если доходит до госпитализации, симптомы могут усугубиться: наступить асцит (накопление жидкости в брюшной полости), печёночная недостаточность, варикозное кровотечение.

Цирроз до определённого этапа и в компенсированном виде также протекает без симптомов. При ухудшении состояния возникают признаки алкогольного гепатита, портосистемная энцефалопатия, цианоз. Характерный признак — симптом барабанных палочек на пальцах и ногти в виде «часовых стёкол».

Чтобы установить диагноз, первым делом необходимо подтвердить анамнез хронического употребления алкоголя, в том числе при помощи опроса родственников. Проводятся клинические анализы:

• общий анализ крови;
  • функциональные печёночные тексты.

Проводятся ультразвуковые и КТ-исследования для определения формы и состояния печени, если среди симптомов есть асцит — анализ жидкости. В некоторых случаях может быть рекомендована биопсия печени.

Лечение проводится амбулаторно, если состояние не угрожает жизни больного: при стеатозе, компенсированном циррозе, малоактивном гепатите. При наличии асцитного синдрома, декомпенсированном циррозе и гепатите высокой активности показана госпитализация и стационарное лечение. Здесь пациент проходит через процедуру очищения печени, ему назначаются общеукрепляющие средства.

Причина алкогольной болезни печени заключается в употреблении алкоголя. Если больной пройдёт через очищения печени, пролечится в стационаре, вернётся домой и снова возьмётся за бутылку, рецидив не заставит себя долго ждать. Только в этом случае последствия могут быть очень серьёзными — вплоть до летального исхода.

Печень — главный фильтр человеческого организма: она отвечает за то, чтобы задерживать и выводить токсичные и потенциально опасные вещества. Предел прочности у неё очень высок. Однако при циррозе функциональные ткани органа заменяются соединительными. Соединительные по определению не могут выполнять фильтрующие функции, поэтому печень перестаёт работать так, как должна.

Хуже всего то, что цирроз печени необратим и летален в десятилетний период. Единственная возможность его излечить — трансплантация.

Однако можно в принципе избежать возникновения цирроза: достаточно не доводить АБП до критического состояния. Чтобы это сделать, нужно прекратить употребление алкоголя. Бросить пить — единственный способ остановить развитие алкогольной болезни печени на ранних и пока ещё не фатальных для печени этапах.

Если вы не можете отказаться от употребления алкоголя самостоятельно, запишитесь на консультацию врача нарколога. Лечение алкоголизма доступно каждому, некурабельных ситуаций в данном случае не существует.

Сидимиров Анатолий Михайлович
Врач психиатр-нарколог, врач выездной бригады